История

 

Идея строительства ДЖД в Баку, возникла в 1945 году, и уже в том же году по постановлению 
Совета Министров Азербайджана от 15 июня 1946 г., была установлена дата начала и окончания строительства ДЖД. Руководство Азербайджанской ж.д. выделило для этого средства.
Для строительства ДЖД был выбран один из самых больших парков Баку, парк им. Дзержинского    (ныне им. Шахрияра). Строительство было начато 14 марта 1947 г., и завершилось 1 мая 1947 г.
В строительстве ДЖД принимали участие также студенты и школьники г. Баку. Изначально планировалось строительство ДЖД в две очереди, первый от парка им. Дзержинского до
Республиканского стадиона (ныне существующая), а во вторую очередь продлить его до жилого массива Монтино,  вследствие чего протяженность ДЖД должна была составить около 4-х километров. Однако вторую очередь строительства так и не удалось начать, так как вся территория по которой должна была пройти ДЖД отдавалось под жилое строительство. Длина Бакинской ДЖД составила 1505 метров. На дороге были построены две станции, трехпутная с разворотным треугольником станция Комсомольская и однопутная Багар (Весна) также с разворотным треугольником станция ,на ст. Комсомольская была построена паровозное депо, гидроколонка, дорога была оборудована семафорами и жезловой системой сигнализации. На  дорогу поступил паровоз серии 86, и три вагона.
Первым начальником ДЖД был назначен М.Ахундов. Для ДЖД были подготовлены 120 юных железнодорожников. Торжественное открытие ДЖД состоялось 10 августа 1947года, в день железнодорожника.
В середине 50-х.гг. на дорогу поступил новый паровоз серии 159 под номером 141.
В начале 70-х гг. на ДЖД прошла реконструкция. На дорогу поступили  три тепловоза ТУ2 под номерами 019, 099 (в 1978-м году после открытия ДЖД в Нахичевани, тепловоз ТУ2-099 был передан на эту дорогу, взамен же с Нахичеванской ДЖД на Бакинскую поступил ТУ2-206), также были получены девять пассажирских вагонов "Pafawag" (три вагона были также переданы 1978-м году на вновь открытую ДЖД в Нахичевани).
Дорога была оборудована автоблокировкой, для тепловозов построили новое депо, а старое паровозное депо было переделано в учебный корпус. На месте гидроколонки на ст. Комсомольская был построен экипировочный пункт для тепловозов, разворотный же треугольник на ст.Комсомольская из-за ненадобности был разобран. На ДЖД был также создан железнодорожный модельный кружок, модели которого неоднократно становились победителями соревнований. Последняя победа была одержана в середине 80-х.в г. Горьком (Нижний Новгород), где модели   юных железнодорожников из Баку  заняли первые места в классе самый мощный локомотив и самый быстрый. В 80-е годы существовали планы и проекты продления ДЖД, наиболее вероятным был план продления ДЖД по всему парку им. Дзержинского, но на деле это осуществить не удалось, так как парк находиться на сильно пересеченной местности, из за чего у тепловозов  просто не хватило бы мощности взобраться на подъем. В 1987 на дорогу поступил новый тепловоз ТУ7-0204 который затем был передан на Нахичеваньскую ДЖД.
С начала 90-х гг. ДЖД начинает испытывать трудности в связи с отсутствием средств.
Начинается постепенный упадок ДЖД. С 1995-96гг. начался отток детей из ДЖД,  новые взамен не приходили, это привело к тому что уже к 1998-99гг. на ДЖД не осталось детей. Всю работу выполняли взрослые, в лице начальника ДЖД, машиниста-инструктора, инструктора по обучению, сторожа , и двух-трех энтузиастов-добровольцев. 
Период с 1996 по 2002 являлся самым тяжелым для ДЖД. Полное отсутствие финансирования привело некогда цветущую ДЖД к полнейшему упадку. Вышла из строя вся сигнализация и связь, из-за отсутствия ремонта встал ТУ2-019,  один за другим приходили в негодность вагоны, пути были в ужасающем состоянии. У локомотивов отсутствовали аккумуляторы, были проблемы с приобретением топлива.
Но с января 2002г. похоже что многие проблемы Бакинской ДЖД остались в прошлом . 
Мэрия г. Баку совместно с АГЖД выделила довольно значительные средства на полнейший ремонт и восстановление дороги. Благодаря полученному финансированию на ДЖД были проведены широкомасштабные восстановительные работы. Переведенная на хозрасчет в конце 80-х гг., а затем в середине 90-х полностью выведенная из состава АГЖД, ставшая самостоятельным субъектом (всю ошибочность выведения детской железной дороги из состава АГЖД, показал весь последний период эксплуатации ДЖД с конца 80-х по начало 2002-го года, во время которого ДЖД пришла в полный упадок ).
Было отремонтировано и восстановлено практически все. Здания вокзалов на  станциях, пути, 
в некоторых местах поменяли рельсы и шпалы, сменили и нижнее строение пути, полностью восстановлена сигнализация и связь, внедрили даже локомотивную радиосвязь, которая связывает машиниста с дежурными по станции . Были полностью отремонтированы и заново покрашены оба тепловоза,  отремонтировано здание депо, все вагоны. 
В июне 2002г. состоялось торжественное открытие ДЖД после капитально-восстановительного ремонта. На торжествах присутствовали  мэр г. Баку и начальник АГЖД, а также другие должностные лица мэрии и АГЖД, но и естественно жители Баку. Такого количества народа БДЖД не принимала последние 10 лет. АГЖД обеспечило дорогу и техническим персоналом. 
На сегодняшний день Бакинская ДЖД, как и в прежние времена вновь может считаться одной из лучших детских железных дорог.

На главную страницу
                                                                

Сайт управляется системой uCoz